deep-econom (deep_econom) wrote,
deep-econom
deep_econom

Category:

о моделировании, информации и формализации мышления

Рене Том о моделировании, информации и формализации мышления
там еще о многом ))

научное содержание понятия информации
ответа нет тут, но есть частный ответ Рене Тома
общий ответ я дал, но конечно его требуется дорабатывать

---
Том Р. Структурная устойчивость и морфогенез — М.: Логос, 2002
стр.237.

Мне трудно сказать, представляет ли моя попытка какой-либо интерес для гуманитарных наук. Однако в ходе работы над этой книгой я убедился в следующем: в основе генотипа нашего вида, в непознаваемой глубине гераклитова логоса нашей души действуют структуры, симулирующие все внешние естественные силы. Эти структуры ждут своего часа и могут быть развернуты, когда в этом возникает необходимость.
Старый образ человеческого микрокосма, отражающего макрокосм, сохраняет свою ценность: познавший Человека, познает и Вселенную. В этом опыте Общей теории моделей, я, собственно говоря, и занимался тем, что высвобождал и делал доступным сознанию предпосылки метода, которым жизнь, как представляется, пользуется с момента своего зарождения.
Несомненно, останется какое-то беспокойство, связанное с тем, что математик решился
взяться за вещи, столь далекие от его обычных занятий. Значительная часть моих утверждений
получена чисто умозрительным путем. Можно, конечно, считать их грезами... Я не возражаю.

-----

Он говорит о моделях и о структурах, о важности структур, о чем я все время талдычу, а структуры и есть модели, в том числе и "вшитые" в мясо, в молекулы, в цепочки молекул.
"структуры, симулирующие все внешние естественные силы" - суть модели!

***познавший Человека, познает и Вселенную

познавший моделирование, познает суть человека и Вселенную

***Значительная часть моих утверждений получена чисто умозрительным путем. Можно, конечно, считать их грезами... Я не возражаю.

да, именно так и у меня.


-----------------
Том Р. Структурная устойчивость и морфогенез — М.: Логос, 2002
стр.96.
7.2. ИНФОРМАЦИЯ И ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ СЛОЖНОСТЬ

А. Принятое понятие информации

Эта глава написана под впечатлением от современного состояния молекулярной биологии, где сегодня часто употребляется слово «информация». Постоянно говорят об информации, содержащейся в нуклеиновых кислотах хромосом, о потоке информации, испускаемом ДНК в цитоплазму при посредничестве передатчика РНК и т.д.
Биологи подсчитывают в битах количество информации, содержащейся в хромосоме Escherichia coli, и сравнивают ее с информацией, содержащейся в геноме человека, неявно постулируя равновероятность всех комбинаций нуклеотидов в цепи ДНК, что трудно проверить теоретически или экспериментально.
Даже если такое употребления термина неоправданно, надо тем не менее признать, что слово «информация» вскрывает полезное понятие, имеющее право на существование. Это ставит вопрос научном содержании понятия информации и о его высвобождении из стохастической оболочки, в которую оно до сих пор заключено.

Б. Относительный характер сложности

Центральный тезис этой главы заключается в том, что там, где обычно говорят об информации, следовало бы употреблять слово «форма».
Мера информации – как, впрочем, и термодинамические величины энергии и энтропии – должна поддаваться геометрической интерпретации как топологическая сложность формы. К несчастью, при современном состоянии топологии сложности формы трудно дать точное определение.
-----------

ну да, дает синтаксическое определение информации
через сложность, топологическую сложность, топологические особенности пытается учесть структуру и таким образом учесть семантику
структура конечно порождает семантику, но только часть семантики
всю семантику порождают структуры моделей

------
стр.251.
Г. Формализация мышления

Перед нами встает центральная проблема перехода мысли в речь.
На доречевом уровне мысль описывается очень сложной фигурой регуляции, объекты которой образуют очень сложный граф взаимодействия. При переходе в речь на первом этапе эти сложные взаимодействия заменяются конечной последовательностью элементарных архетипических взаимодействий, описанных в Приложении 2. Далее из полученного таким образом графа извлекается максимальное дерево путем обрыва наименее устойчивых связей: оборванные связи порождают личные, относительные и указательные местоимения, а также все анафорические связки (см. [4]). Затем это максимальное дерево проектируется на ось времени таким образом, что проекция ветвей, исходящих из элементарной вершины остается связной (ср. условие проективности у лингвистов, см. Примечание 2). Вероятно, что для данной мысли такая редукция может осуществляться различными неизоморфными способами. Впрочем, эта редукция часто может приводить к повреждению первоначальной мысли. Поскольку размерность пространства нейронной деятельности огромна, мы, очевидно, можем мысленно реализовать устойчивые конфигурации, у которых стабилизирующий центр имеет очень большую размерность. Но когда мы хотим выразить эту мысль, мы должны развернуть этот организующий центр и действовать при помощи локальных сечений размерности не большей четырех. В результате оказывается, что наше словесное мышление, которое является сознательным, поскольку оно допускает коммуникацию, находится на периферии фигуры регуляции, то есть достаточно далеко от организующего центра мысли. Оно туда проникает наподобие грибницы и в конце концов полностью сгнивает. Так происходит формализация мышления.

В этих условиях может возникнуть вопрос, действительно ли любую мысль можно передать.

Фундаментальный постулат психоанализа, согласно которому организующий центр любой систематизированной психической деятельности может быть осознан, т.е. формализован независимо от своей сложности, требует осторожного отношения. Большинству математиков знакомо чувство непосредственной уверенности, которое их охватывает при важном открытии. Мысль уже находится в голове, но ее формализация может потребовать длительного времени, иногда нескольких лет, причем не исключено, что она никогда не произойдет.

-----------


---
Том Р. Структурная устойчивость и морфогенез — М.: Логос, 2002
Том Р. Математические модели морфогенеза.
---
https://ru.wikipedia.org/wiki/Том,_Рене

Рене Фредерик Том французский математик, член Парижской Академии Наук (1976).
Окончил Высшую нормальную школу, ученик Анри Картана. Преподавал в университетах Страсбурга и Гренобля. C 1964 года работал в Институте высших научных исследований.
Главные работы Тома лежат в области алгебраической и дифференциальной топологии.
...
Том также занимался теорией особенностей, где создал самый известный её раздел — теорию катастроф, наиболее известную широкой публике по популярным книгам и которую Том старался применить к различным вопросам — от лингвистики до объяснения формы цветков, при этом, в отличие от своих последователей (Кристофера Зимана и других), Том значительно более осторожен в своих предположениях.
---
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments