deep-econom (deep_econom) wrote,
deep-econom
deep_econom

Category:

"Нельзя уподобиться в мыслях младенцу, как нельзя уподобиться в мыслях пчеле"

о разуме и детской психологии, фантастический рассказ
Генри Каттнер, Кэтрин Л.Мур. Все тенали бороговы...
http://lib.ru/KUTTNER/borogovs.txt

---
Трудно утверждать, что у детей нет тонкости. Дети отличаются от
взрослых животных тем, что они мыслят иным образом. Нам довольно легко
разглядеть их притворство, но и им наше тоже. Ребенок способен безжалостно
разрушить воздвигаемый взрослыми обман. Разрушение идеалов - прерогатива
детей.
С точки зрения логики, ребенок представляет собой пугающе идеальное
существо. Вероятно, младенец - существо еще более идеальное, но он
настолько далек от взрослого, что критерии сравнения могут быть лишь
поверхностными. Невозможно представишь себе мыслительные процессы у
младенца. Но младенцы мыслят даже еще до рождения. В утробе они двигаются,
спят, и не только всецело подчиняясь инстинкту. Мысль о том, что еще не
родившийся эмбрион может думать, нам может показаться странной. Это
поражает и смешит, и приводит в ужас. Но ничто человеческое не может быть
чуждым человеку.
Однако младенец еще не человек. А эмбрион - тем более.
---
"Разумеется, младенцы еще не
являются людьми - это животные, со своей древней и разветвленной
культурой, как у кошек, у рыб, даже у змей. Они имеют сходную природу,
только сложнее и ярче, ибо все-таки из низших позвоночных это самый
развитый вид. Короче говоря, у младенцев есть свое собственное мышление, и
оно оперирует понятиями и категориями, которые невозможно перевести на
язык понятий и категорий человеческого мышления"
---
Я только хочу сказать, что младенцы размышляют совсем иначе, чем мы.
Не обязательно л_у_ч_ш_е_ - это вопрос относительных ценностей. Но это
просто различный способ развития...
---
- Не обязательно. Понимаете, это вещи несоизмеримые. Я только хочу
сказать, что младенцы размышляют совсем иначе, чем мы. Не обязательно
л_у_ч_ш_е_ - это вопрос относительных ценностей. Но это просто различный
способ развития... - В поисках подходящего слова он скорчил гримасу.
- Фантазии, - сказал Парадин довольно пренебрежительно, но с
раздражением из-за Эммы. - У младенцев точно такие же ощущения, как у нас.
- А кто говорит, что нет? - возразил Холовей. - Просто их разум
направлен в другую сторону, вот и все. Но этого вполне достаточно.
- Я стараюсь понять, - сказала Джейн медленно, - но у меня аналогия
только с моей кухонной машиной. В ней можно взбивать тесто и пюре, но
можно и выжимать сок из апельсинов.
- Что-то в этом роде. Мозг - коллоид, очень сложной организации. О
его возможностях мы пока знаем очень мало, мы даже не знаем, сколько он
способен воспринять. Но зато доподлинно известно, что, по мере того как
человеческое существо созревает, его мозг приспосабливается, усваивает
определенные стереотипы, и дальше мыслительные процессы базируются на
моделях, которые воспринимаются как нечто само собой разумеющееся
.
---
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments