deep-econom (deep_econom) wrote,
deep-econom
deep_econom

Categories:

Модели и моделирование как отражение.

1. Отражение - фундаментальное понятие, применимо к объективной и субъективной реальности.
2. Понятие отражения не является застывшим, оно развивается и обогащается.
3. Существуют различные уровни и формы отражения.
4. Важность изучения переходов отражения между уровнями и формами.
5. Ленин рассматривал отражение как свойство, заложенное уже в "фундаменте самого здания материи", которое на определенной ступени развития, а именно на уровне высокоорганизованной живой материи, приобретает форму ощущения, восприятия, а у человека - также и форму теоретической мысли, понятия.

Правильным научным названием понятия отражения на текущем этапе развития науки будут термины/понятия модели и моделирования.

---
А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность.
http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html

Глава II. ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ
1. УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНИЯ
http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/2-1.html

Понятие отражения является фундаментальным философским понятием. Фундаментальный смысл оно имеет и для психологической науки. Введение понятия отражения в психологию в качестве исходного положило начало ее развитию на новой, марксистско-ленинской теоретической основе. С тех пор психология прошла полувековой путь, на протяжении которого ее конкретно-научные представления развивались и изменялись; однако главное - подход к психике как субъективному образу объективной реальности - оставалось и остается в ней незыблемым.

Говоря об отражении, следует прежде всего подчеркнуть исторический смысл этого понятия. Он состоит, во-первых, в том, что его содержание не является застывшим. Напротив, в ходе прогресса наук о природе, о человеке и обществе оно развивается и обогащается.

Второе, особенно важное положение состоит в том, что в понятии отражения заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения. Речь идет о разных уровнях тех изменений отражающих тел, которые возникают в результате испытываемых ими воздействий и являются адекватным им. Эти уровни очень различны. Но все же это уровни единого отношения, которое в качественно разных формах обнаруживает себя и в неживой природе, и в мире животных, и, наконец, у человека.

В связи с этим возникает задача, имеющая для психологии первостепенное значение: исследовать особенности и функцию различных уровней отражения, проследить переходы от более простых его уровней и форм к уровням и формам более сложным.

Известно, что Ленин рассматривал отражение как свойство, заложенное уже в "фундаменте самого здания материи", которое на определенной ступени развития, а именно на уровне высокоорганизованной живой материи, приобретает форму ощущения, восприятия, а у человека - также и форму теоретической мысли, понятия.

Такое, в широком смысле слова, историческое понимание отражения исключает возможность трактовать психологические явления как изъятые из общей системы взаимодействия единого в своей материальности мира. Величайшее значение этого для науки заключается в том, что психическое, изначальность которого постулировалась идеализмом, превращается в проблему научного исследования; единственным же постулатом остается признание независимого от познающего субъекта существования объективной реальности. В этом и заключается смысл ленинского требования идти не от ощущения к внешнему миру, а от внешнего мира к ощущению, от внешнего мира как первичного к субъективным психическим явлениям как вторичным33. Само собой разумеется, что это требование полностью распространяется и на конкретно-научное изучение психики, на психологию.
...
---

ps
--
https://ru.wikipedia.org/wiki/Леонтьев,_Алексей_Николаевич
Леонтьев, Алексей Николаевич
советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Доктор педагогических наук (1940), действительный член АПН РСФСР (1950), первый декан факультета психологии Московского государственного университета. Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), почётный доктор Парижского и Будапештского университетов. Почётный член Венгерской АН.

Ученик и редактор работ Л. С. Выготского, один из лидеров Харьковской психологической школы, создатель теории деятельности.
--
Subscribe

  • принцип метамодельного перехода

    принцип метамодельного перехода если есть несколько более менее похожих моделей, значит надо создавать модель моделей, это метамодель отсюда название…

  • ощущения суть символы вещей

    ощущения суть символы вещей очень правильная и точная фраза в любопытном месте --- Об этом словечке «элементы», явившемся плодом двенадцатилетнего…

  • сознание это модель, которые моделируют модели

    я у себя писал не раз в том или ином виде, что мышление это моделирование В мышлении нет ничего, кроме процесса обработки моделей.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 27 comments

  • принцип метамодельного перехода

    принцип метамодельного перехода если есть несколько более менее похожих моделей, значит надо создавать модель моделей, это метамодель отсюда название…

  • ощущения суть символы вещей

    ощущения суть символы вещей очень правильная и точная фраза в любопытном месте --- Об этом словечке «элементы», явившемся плодом двенадцатилетнего…

  • сознание это модель, которые моделируют модели

    я у себя писал не раз в том или ином виде, что мышление это моделирование В мышлении нет ничего, кроме процесса обработки моделей.…