deep-econom (deep_econom) wrote,
deep-econom
deep_econom

Category:

Бертран Рассел. История западной философии.

Несколько мыслей из книги "Бертран Рассел. История западной философии.".

1. Что такое число.
1.1. Число три есть совокупность.
1.1. Класс всех троек, отождествляется с числом 3, есть совокупность совокупностей.
1.2. Число вообще, частным случаем которого является число 3, есть совокупность совокупностей совокупностей.

2. большую часть философии можно свести к так называемому "синтаксису"
3. дух и материя – это просто удобные способы группирования событий
3.1. единичные события принадлежат только к материальной группе, другие – к обеим группам и поэтому являются одновременно и духовными и материальными. Такая концепция значительно проясняет нашу картину структуры мира.

4. ассоциация подобна условному рефлексу
4.1. существование ассоциаций
4.2. ассоциации идей с идеями
4.3. если мы заменим раздражители и реакции организма при обсуждении условных рефлексов на идеи, то принцип Павлова превратится в принцип ассоциации идей

5. Моё: общий принцип соединяющий в одно рефлекс и ассоциацию есть модель (отражение) и всё это связывает с отражением.
5.1. Модели и моделирование как отражение.
https://deep-econom.livejournal.com/840535.html

6. Моё: аналогично, как с понятием числа в п.1, так и с определением понятия ощущения, с определением смысла смысла и понятия понятия.
6.1. Ощущения, что это?
Ощущения это распознавание сознанием определенной комбинации внутреннего состояния сознания.
https://deep-econom.livejournal.com/81126.html
6.2. Принцип отражения (суть модель и моделирование) применяемый систематически позволил связать всё воедино.
6.3. в устройстве механизма мышления почти все понятно
Моделирование мышления (школа Бонгарда)
https://deep-econom.livejournal.com/396962.html
6.4. Восприятие как взаимодействие - см.цитату из Рассела в комментариях.
"Современная физика и физиология проливают новый свет на очень старую проблему восприятия. Если имеется что-то, что может быть названо "восприятием", это должно быть в некоторой степени воздействие воспринимаемого объекта, и оно должно более или менее походить на объект, чтобы служить источником знания о нем. "

------
Бертран Рассел. История западной философии. перевод Целищев. (3 книги).
3802K, 979 с.
http://flibustahezeous3.onion/b/104472


---
Глава XXXI
ФИЛОСОФИЯ ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
http://psylib.org.ua/books/rassb01/txt70.htm
--
стр.796
Интересно отметить, что все определения числа, предложенные до Фреге, содержали элементарные логические ошибки. Обычно "число" раньше отождествляли с "множественностью, совокупностью". Однако конкретный пример "числа" – это определенное число, скажем 3, а конкретный пример 3 – это определенная тройка. Тройка и есть совокупность, а класс всех троек, который Фреге отождествляет с числом 3, есть совокупность совокупностей, а число вообще, частным случаем которого является 3, есть совокупность совокупностей совокупностей. Элементарная грамматическая ошибка, состоящая в смешении числа вообще с простой совокупностью данной тройки, сделала всю философию числа до Фреге переплетением абсурда в самом строгом смысле слова.
--
стр.797
Постепенно становилось ясным, что большую часть философии можно свести к так называемому "синтаксису", хотя это слово надо здесь использовать в более широком смысле, чем к этому привыкли до сих пор. Некоторые ученые, в особенности Карнап, выдвинули теорию, что все философские проблемы в действительности являются синтаксическими, и если избежать ошибок в синтаксисе, то любая философская проблема будет или решена средствами синтаксиса, или будет показана ее неразрешимость.
--

стр.799
В то время как физика делала материю менее материальной, психология делала дух менее духовным. В предыдущей главе мы сравнивали ассоциацию идей с условным рефлексом. Ясно, что последний, заменивший первую, гораздо более физиологичен (это единственный пример, я не желаю преувеличивать область применимости условного рефлекса). Таким образом, с двух противоположных концов физики и психологи приближаются друг к другу, что делает более возможным концепцию «нейтрального монизма», предложенную У. Джеймсом, критиковавшим понятие «сознание». Различие между духом и материей пришло в философию из религии, хотя долгое время казалось, что оно достаточно обосновано. Я думаю, что и дух и материя – это просто удобные способы группирования событий. Я должен допустить, что одни единичные события принадлежат только к материальной группе, другие – к обеим группам и поэтому являются одновременно и духовными и материальными. Такая концепция значительно проясняет нашу картину структуры мира.
--

Глава XXVI
УТИЛИТАРИСТЫ
http://psylib.org.ua/books/rassb01/txt65.htm

стр.752
Иеремия Бентам, признанный глава "философского радикализма", был совсем не таким человеком, которого ожидаешь увидеть во главе подобного движения. Он родился в 1748 году, но радикалом стал только в 1808 году.
...
Всю свою философию он основал на двух принципах: "принципе ассоциации" и "принципе наибольшего счастья".

Принцип ассоциации Подчеркивал еще Хартли в 1749 году; до Хартли хотя ассоциацию идей и признавали, но рассматривали ее (например, Локк) только как источник тривиальных ошибок. Бентам, следуя за Хартли, сделал ее основным принципом психологии. Он признавал ассоциацию идей с идеями, а также ассоциацию идей с языком. С помощью этого принципа Бентам стремился дать детерминистское истолкование духовных явлений. По существу, это то же учение, что и более современная теория "условных рефлексов", основанная на экспериментах Павлова. Самое важное их различие в том, что павловский условный рефлекс физиологичен, тогда как ассоциация идей – чисто духовная. Поэтому работам Павлова можно дать материалистическое объяснение, какое и дали им бихевиористы, тогда как ассоциация идей приводит скорее к психологии, более или менее не зависящей от физиологии. Нет никакого сомнения в том, что с научной точки зрения принцип условного рефлекса есть развитие более старого принципа.

Принцип Павлова таков: если дан рефлекс, согласно которому раздражитель А вызывает реакцию С, и если дано, что некоторое животное часто подвергается действию раздражителя А одновременно с В, то нередко случается, что через некоторое время раздражитель А будет вызывать реакцию С даже при отсутствии раздражителя В. Определить обстоятельства, при которых это происходит, предмет эксперимента.

Ясно, что если мы заменим А, В и С идеями, то принцип Павлова превратится в принцип ассоциации идей.

Оба принципа, несомненно, верны в определенной области; единственный спорный вопрос касается границы этой области. Бентам и его последователи преувеличивали сферу действия принципа Хартли, как некоторые бихевиористы – область применимости учения Павлова.
---
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments